Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 33 кабинета, в том числе специализированные классы. Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:
- аудитории и учебные кабинеты в корпусах доступны для обучения со всеми видами ограниченных возможностей здоровья
- учебные классы и аудитории оснащены электронным оборудованием, необходимым для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата
При отсутствии такой информации указать:
Специально оборудованные учебные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
- Входные ворота в здания «Наименование» имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
- Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
- В здании школы имеются съемные и стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу
- Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в учебных корпусах Школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
- Входные двери в учебных корпусах «Наименование» промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасным противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов
- В учебных корпусах сооружены туалеты для инвалидов-колясочников, двери на них промаркированы специальными знаками, маршруты к туалетным комнатам обозначены. Согласно стандартам безбарьерной среды, туалеты для инвалидов оборудованы кнопкой вызова
- Все учебные корпуса промаркированы знаками доступности и маршрутов
- Учебные аудитории имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок
- Здание школы оснащено большими электронными экранами, позволяющим размещать аудио- и видеоинформацию
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об объектах для проведения практических занятий отсутствует
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Все помещения библиотек школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности библиотеки отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Имеется спортивный зал, для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о приспособленности и наличии объектов спорта отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
На территории «Наименование» созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о средствах обучения и воспитания отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - ____ Мбит/сек
Количество интранет-ресурсов -__
Количество локальных сетей - ___
Общее число компьютеров - ___, в том числе используемых в учебных целях - ____
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Microsoft Windows, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о наличии доступа к информационным системам отсутствуют
В соответствии с п. 13 Приказа 1493е указать информацию (приведен образец)
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера
Указать электронные образовательные ресурсы (при наличии)
При отсутствии такой информации указать:
Сведения об электронных образовательных ресурсах отсутствуют
В «Наименование» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В «Наименование» общежитий и интернатов нет
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Материально-техническая база «Наименование» обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает актовыми залами, учебными кабинетами и лабораториями. Все учебные аудитории и классы оборудованы специальной техникой и приборами, наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами, инструментами (в том числе музыкальными), театральным реквизитом и т.п.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются актовые залы, спортивные объекты, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами
При отсутствии такой информации указать:
Сведения специальных технических средствах обучения отсутствуют
Мастерские и лаборатории
Дети с ОВЗ. Доступная среда (об объектах для проведения практических занятий)
Трудовое обучение занимает важное место в коррекционно-образовательном пространстве, способствует развитию мышления, способности к пространственному анализу, мелкой и крупной моторики рук.
Занятия в мастерских швейного дела и художественных промыслов проходят в школе-интернате по адаптированным основным рабочим программам «Профильный труд: 5-9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью. В мастерских созданы все условия для коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, коррекции мелкой моторики.
Рабочие места для выполнения ручных работ (вышивка, шитье, вязание, бисероплетение) оснащены всеми необходимыми инструментами, приспособлениями и материалами. Процесс выполнения трудовых операций способствует развитию у детей способности работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику. Выполнение таких работ формирует у детей эстетическое представление, благотворно сказывается на становлении личности, помогает детям социально адаптироваться и обеспечивает самостоятельность в быту.
В мастерских собраны коллекции к темам материаловедения. При использовании данной наглядности происходит развитие сенсорных чувств на основе определения свойств тканей по внешнему виду, силе разрыва и на ощупь.
В мастерских имеются различные виды швейного оборудования (бытовые швейные машин с ручным, ножным и электрическим приводами, промышленные универсальные и специальные швейные машины). На основе пуска и остановки швейных машин развивается координация движения ребенка.
Учителями профильного труда изготовлены наглядные пособия, образцы-эталоны изделий, разработаны дидактический материал, материалы с игровыми элементами (лото, мозаики, кроссворды и др.), операционно-технологические карты по всем темам предмета. Технологические карты, состоят из образца обработки отдельного узла детали изделия и текстовой карточки. В процессе сравнения образцов и текстовых карт производятся разнообразные умственные операции, создаются благоприятные условия для коррекции и развития мыслительных операций. На уроках профильного труда формируется умения самостоятельно выполнять практические задания, используя схемы и планы последовательности выполнения технологических операций. При построении чертежей швейных изделий развивается пространственная ориентация на площади листа бумаги. Используя наглядный материал (образцы, рисунки) формируются общетрудовые умения: анализировать изделия по форме, размеру, способу обработки.
Для успехов в обучении каждому ученику в мастерских созданы оптимальные условия труда. Учащиеся выполняют индивидуальные изделия, имеющие практическое применение в быту и заказы школы. Выполняя различные задания, ребята раскрывают свои творческие способности, воображение, расширяется круг их интересов, дети учатся самореализации.
Условия для занятия физкультурой и спортом
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта. В ГКОУ «Донецкая СШИ №29» имеются многофункциональные плоскостные спортивные сооружения общей площадью более 1000 м2.
Расположены они в садово-парковой зоне школы-интерната, что позволяет обеспечить хороший кислородный режим и освещенность во время занятий физической культурой и спортом.
В эксплуатации находятся следующие спортивные сооружения: универсальная спортивная площадка для занятий мини-футболом, гандболом, подвижными играми, легкой атлетикой; стандартная баскетбольная площадка; волейбольная площадка с металлическими стойками для спортивных и подвижных игр (волейбол, пионербол, головобол и т.д.), гимнастическое бревно для развития физических качеств.
Другое открытое спортивное сооружение находится непосредственно во дворе школы-интерната и предназначено для занятий подвижными играми и комплексного развития физических качеств. На нем имеются турники, металлическая шведская стенка, брусья, тренажеры для развития скоростно-силовых качеств, оборудовано место для игр в бадминтон, пионербол, волейбол.
В целом, все плоскостные спортивные сооружения отвечают требованиям пожарной безопасности и неукоснительно соблюдаются правила безопасности в период занятий физической культурой и спортом.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания — это объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В школе-интернате имеются все необходимые средства для эффективного обучения и воспитания обучающихся:
• Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
• Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
• Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
• Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
• Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
• Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
• Тренажеры и спортивное оборудование. Общая дидактическая роль средств обучения.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое - актовый зал на 30 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; кабинет музыки; несколько помещений для школьных кружков.
В нашей школе созданы условия, позволяющие, с одной стороны, удовлетворить потребности обучающихся в самовыражении, и с другой стороны – активизировать потенциальные возможности школьников по саморазвитию и самореализации.
Условия охраны здоровья обучающихся
Медицинские работники школы-интерната проводят:
• Медицинские осмотры детей при поступлении в учреждение с целью выявления больных;
• Систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно с отклонениями в состоянии здоровья;
• Работу по организации профилактических осмотров;
• Распределение детей на медицинские группы для занятий физкультурой;
• Ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи;
• Систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и правил личной гигиены детьми и персоналом;
• Организацию и проведение противоэпидемических мероприятий.
Вся деятельность медблока направлена на охрану здоровья и подчинена безопасному и качественному выполнению перечня стандартов, которые обеспечивают профилактику возникновения и распространение различных заболеваний среди наших учеников и сотрудников школы -интерната.
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
Кабинет информатики — это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления Государственной программы информатизации системы специального образования, обеспечивающее подготовку учащихся к жизни в условиях мирового информационного общества. Это кабинет, в котором получают знания, как по информатике и информационным технологиям, так и по другим школьным учебным предметам. Кабинет информатики является центром внеклассной и внешкольной работы по формированию информационной культуры обучающихся. От современного человека требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни, правильно ориентироваться в новом информационном пространстве. Всему этому способствует работа кабинета информатики для учащихся и учителей.
Реализация Государственной программы информатизации системы специального образования предполагает изменение роли кабинетов информатики в школе. В современных условиях кабинет информатики должен стать центром формирования информационной культуры, глубокого овладения новыми информационными технологиями для сознательного их использования в учебной и профессиональной деятельности учащихся. Данный материал регламентирует требования к учебно-методическому обеспечению кабинета информатики необходимой документацией.
Оснащение кабинета информатики включает в себя:
- класс вычислительной техники;
- учебно-наглядные пособия;
- учебное оборудование;
- оргтехнику;
- мебель с приспособлениями для проведения теоретических и практических классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу «Информатика и ИКТ» и другим общеобразовательным дисциплинам с использованием ПК.
Назначение кабинета информатики:
- проведение урока по информатике и ИКТ;
- проведение внеклассных и факультативных занятий с использованием ИКТ;
- проведение занятий по другим школьным дисциплинам с использованием ИКТ;
- проведение интегрированных уроков;
- выпуска школьных газет и журналов;
- оказание методической и консультативной помощи сотрудникам школы;
- организации конференций и дискуссий по актуальным вопросам;
- online тестирование обучающихся и педагогических работников.
Санитарно-гигиенические требования:
Помещение кабинета информатики и информационных технологий на должном уровне удовлетворяет требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН.
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ГКОУ "Донецкая СШИ № 29" функционирует с 1957 года. С момента ее открытия капитальных ремонтов не производилось. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Доступ к кабинету директора, библиотеку и медицинскому кабинетам, заместителя директора по АХР, туалету обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа в школу. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Оборудование и персонал школьной столовой покрывают потребность обучающихся в цикличном питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации оборудованных учебных кабинетов, библиотеки, актового и спортивных залов, а также при работе с имеющимися электронными образовательными ресурсами в библиотеке или кабинетах информатики.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в школе отсутствуют.