В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста, выделены следующие развивающие среды и зоны, созданные в кабинете «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»: сенсорно-моторная среда; учебно-познавательная среда.
Сенсорно-моторная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики, способствует обогащению чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы; развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса. Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими сенсорное и моторное развитие.
Сенсорно-моторная среда включает в себя такие зоны: сенсорно-моторного развития, игровую, двигательную.
Зона сенсорно-моторного развития.
Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):
Изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис):
- наборы цветных геометрических фигур; мозаики; пирамидки; цветные пособия;
- счётные палочки для выкладывания предметов по образцу;
- строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, конструкоры «Лего», парные картинки, буквенные и цифровые лото; разноцветные прищепки, крышечки с бутылок,
- бусины, пуговицы, бросовый материал для нанизывания; шнуры, клубочки ниток, ленты, мячи разных размеров, разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями
Буквы, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, наборы полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, мелкие игрушки, муляжи овощей и фруктов.
Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; тактильные коврики; материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; буквы, геометрические фигуры, мелкие игрушки, плоскостные фрукты и овощи из круп, семечек, бросового и природного материала для ощупывания.
Наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; пособие «Почтовый ящик», материалы для сенсорного развития, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши — формы, объекты для сериации, различного вида предметы-головоломки и др.)
Материал для развития графических навыков (трафареты для штриховки, трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и букв, геометрических фигур; плоскостные изображения предметов для обводки, тетради, прописи, карандаши).
Спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, игрушки – шнуровки; мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки.
Материал для развития слухового восприятия: набор аудио- и видеозаписей, звучащие музыкальные инструменты, погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики и т.д.
Схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, «Лабиринты», «Твистер».
Настольно – печатные дидактические игры.
Игровая зона. Под игровую зону выделено пространство в кабинете – отдельный игровой шкаф с игровым материалом и местом для игры.
В двигательной зоне рабочего кабинета обеспечиваю соблюдение режима двигательной активности детей и предусматриваю небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр. Зону использую для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столами и упражнений на ковриках.
Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие. Для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в кабинете специально подобран материал (пособия, игровые средства, дидактический, раздаточный и наглядный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности.
Учебно-познавательная среда включает в себя такие зоны: диагностическая, зона индивидуальной работы, учебная, выставочная, наглядно-дидактических пособий и документации.
Диагностическая зона оснащена специализированным инструментарием, тестовым материалом в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей.
Зона индивидуальной работы так же включает пособия и игры на развития дыхания: свистульки, дудочки, «Мыльные пузыри», вертушки, пёрышки, листочки, «Снежинки», ватные шарики для поддувания и др.пособия .
Учебная зона предназначена для подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
Эта зона оборудована магнитной, школьной доской, ноутбуком, монитором индивидуальными партами и стульями для занятий.
Так же учебная зона оснащена – печатными играми, пособиями по разделам, всё это располагается на доступном для детей месте, и содержат материал для самостоятельных игр и направлено на развитие таких психических процессов как:
- мышления, памяти, внимания и восприятия
- связной речи
- крупной и мелкой моторики.
Выставочная зона под названием «Наш вернисаж». В ней демонстрируются результаты самостоятельной и нашей совместной с детьми деятельности по разделам программы.